Новости

Участники Форума среди прочего обсудят особенности оценки аэропортового имущества

27.04.2011

Осенью прошлого года Национальный Совет по оценочной деятельности (НСОД) одобрил Методические рекомендации по оценке рыночной стоимости объектов федерального аэродромного имущества и величины арендной платы за их использование, разработанные Рабочей группой Совета.

В феврале 2011 года после совещания у заместителя Председателя Правительства РФ С.Б. Иванова Минэкономразвития России и Минтранс России с участием операторов аэропортов активизировали работу по совершенствованию методики расчета арендной платы за использование аэродромных комплексов, находящихся в федеральной собственности с привлечением оценщиков.

Указанное от части было вызвано, вероятно, и поступавшей критикой одобренной НСОД методикой. Так некоторые крупные аэропорты России указывали на то, что рекомендации не в полной мере отвечают требованиям настоящего времени. Предложенный ими порядок определения величины арендной платы не учитывает текущую реальную ситуацию, в которой живут и работают большинство российских аэропортов - наличие нескольких операторов, оказывающих различные виды услуг эксплуатантам, которые, в отличие от главного оператора, не являются арендаторами федерального имущества и, как правило, не несут бремя связанных с этим расходов. В частности аэропорты предлагали при доработке методики рассмотреть следующий подход к определению величины и способа взимания арендной платы за объекты федерального имущества с операторов аэропорта:

  • cогласно пункту 3.1.1. приказа Минтранса России от 02.10.2000 № 110 при определении величины арендной платы доходным подходом учитывать исключитёльно доходы главного оператора аэропорта от сбора за взлет-посадку и сверхнормативную стоянку воздушных судов;
  • оценивать основные средства и получаемые доходы не только главного оператора, но и сторонник операторов (в том числе авиакомпаний, которые имеют в аэропортах собственную базу обслуживания воздушных судов). В соответствие с этим, в рамках расчета арендной платы определять стоимость аренды федерального имущества не только для главного оператора, но и для сторонних операторов.

В частности, высказывалось мнение о том, что в рамках доходного подхода представляется излишним оценивать денежные потоки от всех видов деятельности аэропорта. Это, по мнению некоторых аэропортов, приведет к искажению определения рыночной стоимости объектов федерального имущества, так как фактически будет завышать доходы, в получении которых участвуют объекты федерального имущества, в связи с тем, что эти доходы регулируются государством, в отличие от остальных доходов аэропорта, формирование которых происходит рыночным путём. По мнению оппонентов методики быстрее и правильнее будет определить, какие виды дохода получает аэропорт с использованием оцениваемого федерального имущества: практически для всех аэропортов это будут доходы от предоставления услуг по взлет-посадке воздушных средств, частично, от предоставления услуг авиационной безопасности. Цены на данные услуги регулируются государством в лице ФСТ России, которая устанавливает предельные значения сборов и тарифов для каждого аэропорта. Таким образом в интересах самих аэропортов предусмотреть в методических рекомендациях в рамках доходного подхода расчет с использованием метода дисконтирования денежных потоков, определяющий доходы от использования объектов федерального имущества посредством их выделения из доходов от предоставления услуг, в которых участвует данное федеральное имущество (далее на основании определения длительности прогнозного периода, анализа ретроспективной выручки и прогноза доходов на основе прогнозирования роста тарифов, объёмов оказания услуг, анализа себестоимости и прогноза расходов для оказания услуг, анализа инвестиций и прогноза капитальных вложений, а также необходимого уровня оборотного капитала перейти к определению стоимости объектов федерального имущества).

Однако далеко не все эксперты согласны с таким подходом. В частности несколько о другом свидетельствует и зарубежная практика (например, информацию о формировании потоков доходов аэродромов и распределении фондов в зависимости от пассажиропотоков аэропортов можно найти в докладе исследовательской группы Конгресса США «Программа улучшения аэропортов: некоторые вопросы к одобрению Конгрессом»).

Обсуждение на Форуме «Большой Консалтинг`11» должно получиться интересным и разносторонним, направленным на поиск единого компромиссного мнения, которое будет учтено в дальнейшем при доработке методики, одобряемой НСОД.

 

Источник: Партнерство СМАО


 

29.11.2011
Видеорепортаж о форуме «БОЛЬШОЙ КОНСАЛТИНГ`11»
22.07.2011
Форум «Большой консалтинг 11» завершил свою работу. Мероприятия Форума прошли с 6 по 9 июля в Санкт-Петербурге
22.07.2011
Cекционные дискуссии Форума «Большой Консалтинг`11»
21.07.2011
Премия «БОЛЬШОЙ КОНСАЛТИНГ`11»
21.07.2011
Специальные презентации Форума «БОЛЬШОЙ КОНСАЛТИНГ`11»
13.07.2011
6-7 июля в рамках Форума «Большой консалтинг 11» прошел пре-семинар «Особенности оценки объектов недвижимости в современных условиях»